Государственное участие в управлении инновационными процессами.
Характер государственного вмешательства в управление инновационными проектами связан в основном с необходимостью обеспечения инновационной безопасности.
Макроинновационная безопасность как состояние - это наличие или отсутствие экономических, производственных и технологических условий, которые позволяют экономике страны осуществлять нововведения на основе собственных ресурсов.
Макроинновационная безопасность как процесс - это совокупность действий и механизмов по созданию и упрочению условий, обеспечивающих устойчивое НТР экономики в настоящем и будущем на основе собственных ресурсов.
Макроинновационная безопасность как система - это выделение основных сфер и направлений, обеспечивающих макроинновационную безопасность нации.
Проблема макроинновационной безопасности включает проблему государственных научно-технических приоритетов.
Уровень изъятия первичных доходов.
Изъятие первичных доходов осуществляется через налоговую систему и различного рода платежи в федеральный бюджет.
Высокая степень централизации является основой существования государственного рынка научно-технической продукции, низкая ее степень - предпосылкой создания негосударственного рынка этой продукции.
Конкретная величина изъятия первичных доходов зависит от принятой концепции развития государства.
Всегда существует некая минимальная норма изъятия, величина которой связана с необходимостью финансирования оборонных программ, социальной поддержки населения, развития здравоохранения и других направлений.
Рыночная инфраструктура.
Состояние рыночной институциональной инфраструктуры может тормозить или, напротив, ускорять развитие рынка нововведений.
Основными рычагами их формирования являются долгосрочные кредиты, а также механизм рынка ценных бумаг.
В странах с развитой рыночной инфраструктурой используется механизм венчурного финансирования.
Законодательство.
Развитие законодательной базы накладывает отпечаток на характер рынка нововведений. Речь идет, прежде всего, о патентно-лицензионном законодательстве.
В принципе отсутствие патентно-лицензионной системы оказывает двоякое воздействие на инновационные процессы.
Интеграция науки и производства.
Важным фактором, влияющим на характер рынка нововведений, является преобладающая форма организации НИОКР, связанная с уровнем интеграции науки и производства.
Крайностями здесь могут быть две формы осуществления научной деятельности - в составе производственных единиц и вне таковых.
Конкурентоспособность технологий.
Конкурентоспособность НТП на мировых рынках определяет внутреннюю или внешнюю ориентацию ее рынка.
Меры воздействия на рынок нововведний, с целью его расширения и улучшения качественных характеристик, а именно:
• искусственное расширение государственного рынка НИОКР с целью стимулирования разработки высокотехнологичных проектов НИОКР;
• расширение нерыночного сектора интеллектуального продукта, увеличение государственных расходов на образование;
• увеличение объема импорта передовых технологий с целью их адаптации в отечественном производстве;
• расширение импорта научно-технических идей с целью их дальнейшего доведения до стадии технологической завершенности на основе собственных разработок.
Уровень экономического развития.
Фактор экономического развития страны оказывает очевидное воздействие на развитие рынка в следующих направлениях:
• падение уровня развития производственной сферы приводит к снижению платежеспособного спроса на нововведения;
• падение уровня экономического развития ведет к снижению доходов государства, а следовательно, и его расходов на науку;
• снижение расходов на науку ведет к сужению государственного рынка научно-технической продукции;
• падение объемов производства и дефицит госбюджета ведут к инфляции, удорожанию кредитов, что отрицательно сказывается на рынке долгосрочных проектов НИОКР.