Принятие решений является главной функцией аппарата управления организации. Организационную структуру управления можно рассматривать как “…форму распределения решений и в тоже время как совокупность органов, обеспечивающих их реализацию”. Формирование аппарата управления как механизма принятия решений требует, во-первых, выделение в структуре аппарата управления центров принятия решений и, во-вторых, обеспечения взаимодействия между этими центрами на всех этапах подготовки, разработки и принятия решения. При этом необходимо учитывать единство формальных и неформальных элементов организационной структуры, поскольку формальная структура организации не может полностью охватить процесс принятия решений по всем проблемам, особенно связанными с межфункциональными взаимодействиями внутри организации.
Вопрос выделения центров принятия решений тесно связан с задачей распределения полномочий и ответственности. При этом необходимо дать ответ на вопрос: на каком уровне будут приниматься решения, направленные на реализацию тех или иных целей и устранение возникающих отклонений. В достаточно крупных организациях возникает необходимость делегирования полномочий, те передачи ряда решений в компетентность менеджерам сред-него или низшего звена. Если таким образом передается значительная часть решений, то принято говорить о децентрализации управления. Централизация, также как и децентрализация, не представляет сама по себе, вне конкретных условий, положительной или отрицательной характеристики системы управления. Она всегда существует в большей или меньшей степени. Однако формирование эффективной структуры управления требует установления определенного компромисса между централизацией и децентрализацией. Для этого необходимо, прежде всего, оценить степень децентрализации в конкретной системе управления. Такая оценка может быть получена с использованием коэффициента децентрализации решений Кдец:
R – общее число решений, принятых в организации за тот же период.
Чем ближе коэффициент к единице, тем выше степень децентрализации. Однако само по себе количество решений еще мало о чем говорит, поскольку он не учитывает степень важности решений, принимаемых на нижних уровнях управления и степень самостоятельности последних. Важность решений можно оценить по масштабности, степени важности, степени риска и срочности разрешения проблем, ради которых принимается решение.
Базируясь на приведенной выше совокупности характеристик, можно оценить уровень децентрализации в организационной структуре управления. При выборе рационального уровня принятия тех или иных решений, необходимо учитывать следующее.
Информационный фактор. Этот фактор требует предоставления полномочий тому уровню, который обладает максимумом оперативной информации по данной проблеме и, кроме того, может квалифицированно воспользоваться данной информацией.
Экономический фактор. Требует учета необходимых для реализации решения ресурсов, находящихся в распоряжении лиц, принимающих решение. Социальный фактор. Требует учета роли коллектива работников организации в принятии решения.
Психологический фактор. Требует учета мотивов и возможностей лица или группы лиц, принимающих решение.