Роль менеджера при разработке, принятии и реализации управленческих решений определяется теми функциями управления, которые возложены на него в организации, а также предоставленными ему полномочиями. Традиционно принято выделять четыре укрупненные функции управления организацией (функции менеджмента): планирование, организацию деятельности, стимулирование (мотивационную функцию) и контроль. Приведем содержание этих функций.
Функция планирования:
- прогнозирование изменений во внешней и внутренней среде организации и их влияния на её будущее организации;
- определение и корректировка целей организации;
- разработка и корректировка стратегий достижения поставленных целей;
- разработка и корректировка планов и программ, направленных на достижение поставленных целей.
Функция организации деятельности:
- определение рациональной структуры организации, соответствующей по-ставленным целям и выбранным стратегиям действий;
- корректировка структуры организации в соответствии с изменениями во внешней среде;
- координация деятельности подразделений и исполнителей для их согласованной и непротиворечивой работы.
Функция стимулирования:
- определение потребностей членов организации;
- определение степени удовлетворения этих потребностей в ходе деятельности, направленной на достижение целей организации;
- анализ факторов, способствующих росту удовлетворения работой и производительности труда членов организации;
- разработка мероприятий, способствующих повышению уровня удовлетворенности работой и производительности труда членов организации.
Функция контроля:
- установление критериев оценки результатов работы;
- определение периодичности оценки результатов;
- определение степени достижения целей;
- выяснение причин отставания и внесения корректив для оптимального достижения поставленных целей.
В процессе реализации вышеприведенных функций управления менеджер исполняет роль лица принимающего решение. Лицом, принимающим решение (ЛПР), называют человека, имеющего цель, которая служит мотивом постановки задачи и поиска её решения. ЛПР является компетентным специалистом в своей области, наделено необходимыми полномочиями и не-сет ответственность за принятое решение. В задаче принятия решения основная функция ЛПР, состоит в уточнении принципа оптимальности альтернатив и выделении оптимальной альтернативы. В частном случае ЛПР также могут быть решены задачи оценивания альтернатив (например, когда оценивание сводится к обычному измерению, получению данных из справочников и другим сравнительно простым операциям). Однако в общем случае из-за сложности оцениваемых объектов и трудности получения информации для решения задачи оценивания привлекаются специалисты – эксперты. Решение задачи оценивания в этом случае называют экспертизой. Задачи разработки и проведения экспертиз также требуют привлечения специалистов по теории принятия решений – консультантов.
Экспертом называют специалиста, имеющего информацию о рассматриваемой задаче, но не несущего непосредственной ответственности за результат её решения. Эксперт дает оценки, необходимые для формирования множества альтернатив и решения задачи выбора.
Консультантом или исследователем называют специалиста по теории выбора и принятия решений. Консультант разрабатывает модель исходной задачи (схему экспертизы), процедуру принятия решений, организует работу лица, принимающего решение, и экспертов при поиске решения.