Финансовая политика государства является частью социально- экономической политики государства и представляет собой совокупность всех нормативных требований и финансового механизма их реализации, направленных на мобилизацию и рациональное использования финансовых ресурсов государства, для осуществления его функций и задач.
Под нормативными требованиями понимается разработка общей концепции, основных направлений, целей, задач финансовой политики государства.
Финансовая политика определенной страны зависит от ряда факторов: исторических условий, уровня развития экономики, политических, экономических и социальных целей, сроков их достижение и национальных традиций. В период эволюционного развития общественной жизни и стабильности государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства направлена на сохранение и упрочнение существующей в данном государстве системы общественных отношений. В период революционных изменений политические силы, заинтересованные в скорейшем изменении сложившейся системы, проводят политику, направленную на её разрушение и формирование новой системы общественных отношений. Ниже представлены основные направления и способа реализации различных типов финансовой политики государства.
Финансовая политика государства призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества. Содержание финансовой политики определяется принятой концепцией развития финансов, её стратегическими целями, раскрывающими основные направления формирования, распределения и использования финансов, и совокупностью мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и управления для достижения выдвинутых целей. При этом мероприятия в финансовой системе должны увязываться с мероприятиями, осуществляемыми в других сегментах социально- экономической политики государства: денежно- кредитном, ценовом, оплаты труда и др.
В ходе реализации финансовой политики государства осуществляется финансовое планирование, организация и координация финансовой деятельности государства, стимулирование и финансовый контроль.
Финансовое планирование является составной частью планирования экономики страны. Оно способствует выявлению и мобилизации имеющихся в хозяйстве внутренних резервов, отражает формы и методы распределения финансовых ресурсов. Основным финансовым планом страны является государственный бюджет России. На стадии планирования доходов и расходов госбюджета устанавливается необходимая взаимосвязь с финансовыми планами хозяйствующих субъектов.
Организация финансовой деятельности государства подразумевает выбор и формирование системы органов управления, порядок их подчиненности, установление прав и обязанностей каждого органа. Производится выработка методов воздействия на улучшение результатов производства. Например, выбор методов изъятия чистого дохода в бюджет, сочетание различных форм финансирования, внедрение прогрессивных банковских услуг, совершенствование денежных расчетов и т.д.
Координация финансовой деятельности государства означает обеспечение единства действий финансовых органов по устранению диспропорций в предусмотренном планом порядке формирования и расходования денежных средств. Эти диспропорции могут возникать в результате изменений хозяйственных условий. Исполнение госбюджета при образовавшейся недоимке за предприятиями и организациями по платежам в бюджет может привести к такой форме координации, как секвестр расходов бюджета.
Стимулирование. В современных экономических условиях использование материальной заинтересованности стало объективной необходимостью. Стимулирование деятельности работников происходит путем удовлетворения их общественных, коллективных и личных интересов. Эти общественные интересы удовлетворяются посредством финансирования жилищного строительства, социального обеспечение, образования и культуры, повышением оплаты труда.