- государственный финансовый контроль;
- внутрихозяйственный финансовый контроль;
- общественный финансовый контроль;
- независимый (аудиторский) финансовый контроль
Государственный финансовый контроль включает общегосударственный и ведомственный контроль. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Государственный финансовый контроль предполагает проверку законности, эффективности и целесообразности использования государственных средств.
Контроль над использованием бюджетных средств называется бюджетным контролем. Бюджетный контроль способствует разработке и реализации оптимальной финансовой и бюджетной политики, обеспечивающей максимальный рост поступлений в государственный бюджет и развитие экономики.
Налоговые органы осуществляют оперативный налоговый контроль, в задачи которого входит контроль над соблюдением налогового законодательства. Одновременно налоговые инспекции осуществляют проверку финансового состояния предприятий и организаций независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы и ведут регистрацию всех субъектов, а также реальных и потенциальных объектов налогообложения.
Ведомственный финансовый контроль осуществляется контрольно-ревизионными отделами министерств, концернов, органов местного самоуправления. Объектом ведомственного контроля являются производственная и финансовая деятельность ведомственных предприятий и учреждений.
Финансовый контроль негосударственной сферы экономики со стороны государства затрагивает не только выполнение денежных обязательств перед государством, но также соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
Разновидностью государственного финансового контроля является президентский финансовый контроль.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми службами предприятий, учреждений и организаций (бухгалтериями, финансовыми отделами и т.д.). Объектом контроля выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия в целом, а также его структурных подразделений в отдельности.
Общественный финансовый контроль широко применялся в советское время. Его осуществляли на добровольной и безвозмездной основе отдельные лица или группы специалистов. В настоящее время общественный контроль приобрел новые формы. Так, разгосударствление вызвало к жизни такие формы финансового контроля, как контроль со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов.
Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы или службы. Независимая аудиторская проверка предоставляет пользователям финансовой отчетности дополнительное подтверждение достоверности данных о деятельности компании. Аудит в таком понимании представляет собой ревизию деятельности компании за определенный период времени в соответствии с установленными стандартами бухгалтерского учета и правилами ревизии. Такая проверка в определенной степени способствует уменьшению риска, связанного с принятием неправильного решения на основе неточной, неполной или неверной информации.
Условием проведения аудиторских (то есть независимых) проверок является независимость аудитора от руководства проверяемого предприятия и от результатов его финансово-хозяйственной деятельности.
Аудитор-ревизор не работает на проверяемом предприятии. Внутренним аудитом иногда ошибочно называют внутрихозяйственный финансовый контроль. Это в корне неверно, поскольку аудит может быть только внешним.
2. По времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций с целью предупреждения финансовых нарушений. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней, а так¬же финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей экономики страны. На микроуровне - это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров о совместной деятельности и т.д.
Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в момент проведения финансовых операций в целях пресечения злоупотреблений при получении и расходовании средств, соблюдения финансовой дисциплины и своевременности осуществления расче¬тов. В осуществлении текущего контроля важную роль играют бухгалтерские службы.
Последующий финансовый контроль проводится путем анализа бухгалтерской и финансовой отчетности. Его цель — оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов.
3. По методам проведения финансового контроля, то есть приемам и способам осуществления, различают проверки, обследования, анализ, ревизии. Проверки проводятся на основе отчетной документации, балансовых и расходных документов. В процессе проверок рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения негативных последствий.
Обследования, в отличие от проверок, охватывают более широкий спектр финансово-экономических показателей субъекта в целях определения его финансового состояния и перспектив развития. В процессе обследования могут проводиться опросы и анкетирование.
Анализ финансовой деятельности предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской от четности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. Анализ может быть системным и пофакторным. Ревизия представляет собой проверку финансово-хозяйствен¬ной деятельности предприятия за отчетный период.
4. По степени охвата данных финансовый контроль может быть полным (комплексным, сплошным) или частичным (тематическим, выборочным). Сплошные проверки предполагают проверку всех документов, выборочные - только части документов.
5. По отношению к плану различают плановый и внеплановый финансовый контроль.
6. По характеру материала, на основе которого осуществляется финансовый контроль, различают документальные и фактические проверки. Документальные проверки предполагают проверку подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах. Фактические проверки предполагают проверку соответствия данных учета и отчетности фактическому наличию денежных средств и товарно-материальных запасов.
Для проведения любого вида финансового контроля составляется программа, в которой указываются цель, объект, тема и основные вопросы проверки.