Управление финансами должно осуществляться на основе научного подхода, предполагающего принятие управленческих решений в сфере финансов с учетом:
• экономических и юридических законов;
• результатов ретро- и перспективного экономического анализа;
• применения автоматизированных систем управления;
• рационального сочетания экономических и административных методов управления.
По срокам и характеру решаемых задач различают краткосрочное (тактическое) и долгосрочное (стратегическое) финансовое управление. Под оперативным управлением финансами понимается совокупность мер по исполнению ежегодных финансовых планов (годовых бюджетов), основанных на перераспределении финансовых ресурсов с учетом складывающейся экономической ситуации с целью получения максимального эффекта при минимальных затратах.
Под стратегическим управлением финансами подразумевается планирование на основе прогнозирования объема финансовых ресурсов, достаточного для выполнения как в целом государственных задач, так и отдельных целевых программ социально-экономического развития.
Как известно, в бюджетах и бюджетах внебюджетных фондов предусмотрены все расходы государства, в том числе и на финансирование выполнения многолетних программ развития какой-либо социальной или экономической сферы. Так или иначе, стратегическое и оперативное управление финансами осуществляется в процессе исполнения бюджета текущего года и сводится к его непосредственному исполнению.
Финансовое планирование и управление финансами, отнесенные в теории финансов к разным разделам, на практике тесно связаны. В западной практике финансового управления план признается управленческим решением. По мере исполнения бюджетов социально-экономическая ситуация изменяется, в результате чего запланированные показатели могут оказаться нереальными. В этой связи непосредственное управление финансами подразумевает исполнение ежегодных бюджетов и через них — многолетних программ социально-экономического развития при условии возможной корректировки запланированных бюджетных показателей.
Тактическое управление финансами заключается в маневрировании финансовыми ресурсами с целью обеспечения своевременного осуществления в полном объеме всех предусмотренных бюджетом расходов. При этом свобода маневра может быть предусмотрена:
— бюджетной классификацией (подразумевается перераспределение бюджетных средств на основании укрупнения детализации бюджетных расходов);
— законодательно установленным порядком использования дополнительно поступивших бюджетных доходов;
— законодательно установленным порядком внесения изменений в годовой бюджет в процессе его исполнения.
Стратегическое управление предполагает проектировку многолетних финансовых планов (многолетних бюджетов), основанную на тщательном прогнозе социально-экономического развития страны на перспективу и с учетом мероприятий, предусмотренных отдельными многолетними программами. Само управление заключается в обеспечении своевременного финансирования в полном объеме мероприятий, предусмотренных многолетними программами социально-экономического развития, посредством осуществления запланированных на эти цели бюджетных расходов.
Результаты стратегического и оперативного управления частично отражены в отчетах органов исполнительной власти об исполнении бюджетов и финансовых планов, а также поквартальных отчетах контрольных органов о контроле над ходом исполнения бюджетов.