Судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, посредством конституционного, арбитражного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. Судебная система РФ есть совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ. Субъекты РФ имеют право создавать свои конституционные суды, мировые суды и другие.
Общая судебная система работает на основе следующих источников:
1) Конституция
2) Федеральный конституционные законы:
а) ФКЗ №1 "О судебной системе РФ" от 31 декабря 1993 г.
б) ФКЗ от 21 июня 1994 "О конституционном суде РФ"
в) ФКЗ от 28 апреля 1995 "Об арбитражных судах в РФ"
г) ФЗ от 20 апреля 1995 "О государственной защите судей и контролирующих органов"
д) Закон РФ от 26 июля 1992 №3132-1 "О статусе судей РФ"
Судебная реформа началась в начале 90. Концепция реформы, ориентированная на создание на ровне с судами общей юрисдикции арбитражное и конституционное судопроизводство. Конституционный суд сформирован в 1992 году. Система государственного арбитража создана в 1992 году и представляет собой картинку арбитражных судов. Ключевым моментом судебной реформы стал ФЗ от 20 апреля 1995 года.
Продолжение судебной реформы связано с модернизацией процесса - принятие нового уголовно-процессуального кодекса и гражданско-процессуального кодекса. В последние годы судебная реформа происходит по программе "развития судебной системы России на 2007-2010 гг."
Одним из критериев эффективности функционирования системы судов назван рост общественного доверия к судам. В целях продолжения проблем перегруженности судов предлагается в общей системе судопроизводства ввести судебную практику примирительных процедур, до судебных разбирательства и альтернативных разбирательных споров.