Планирование — это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития. Сущность планирования заключается в том, чтобы на основе сознательного использования системы объективных экономических законов, основных положений и выводов экономической теории, накопленного опыта и хозяйственной практики обеспечить научно обоснованное руководство развитием народного хозяйства посредством использования системы плановых документов. Планирование осуществляется на различных уровнях, иерархиях управления. На уровне народно-го хозяйства страны, или макроэкономики, существует макроэкономическое планирование; на уровне региона как субъекта Российской Федерации — региональное (территориальное) планирование; на уровне предприятия или фирмы как первичного звена экономики — микроэкономическое планирование. Балансовый метод предназначен для увязки общественных потребностей и ресурсов, обеспечения необходимой пропорциональности и координации в развитии различных продуктов, производств, отраслей, территорий и народного хозяйства в целом. Баланс в переводе с французского буквально — «весы, равновесие или уравновешивание двух сторон в каком-либо постоянно изменяющемся явлении». Сущность каждого баланса заключается в обеспечении количественных соответствий между ресурсами и потребностями, хозяйственными мероприятиями и ожидаемыми результатами.
Балансовый метод планирования исходит из того, что каждый вид продукции, работы или услуги является, с одной стороны, результатом какой-либо деятельности, а с другой — ресурсом для потребления и позволяет планомерно устанавливать и увязывать натурально-вещественные и стоимостные пропорции в народном хозяйстве. Балансовый метод планирования означает, что план производства продукта, ресурса, отрасли, региона или экономики в целом обосновывается путем составления балансов, в которых предварительно определяются потребности и источники удовлетворения этих потребностей. Затем выявленные ресурсы увязываются с расчетными потребностями, т.е. балансируются. Поскольку совокупные потребности, как правило, выше возможных объемов ресурсов, то в процессе разработки конкретных балансов происходит ранжирование потребностей — распределение их по степени значимости на первоочередные, менее важные и т. д. На протяжении всех лет существования Советского государства балансовый метод планирования считался основным методом планирования социалистической экономики. В условиях существования и развития в России рыночных отношений очень сложно сопоставить такие неравнозначные объекты, как производство и платежеспособный спрос, так как помимо производства имеются и другие источники удовлетворения спроса. Как следствие, регулируемая рыночная экономика требует превращения материальных балансов из таблиц «ресурсы — распределение» в балансы спроса и предложения. Каждый вариант такого баланса возможно разработать только для фиксированного уровня цен, а поэтому в действительности такой баланс становится многовариантным, например, двух-, трех- или четырехуровневым. Графически он выглядит как совокупность пересекающихся кривых зависимостей спроса и предложения на рынке товаров с различными точками равновесия, учитывающими возможные различные уровни цен. Министерство эконом развития Российской Федерации совместно с федеральными и региональными экономическими органами по изложенной выше схеме разрабатывает и предлагает для практического использования Систему балансов материально-технических ресурсов, приемлемую для условий переходной экономики. Обобщающим итогом балансовых расчетов материально-технических ресурсов должен являться баланс совокупных спроса и предложения, выполняемый в стоимостных измерителях и отражающий одну из важнейших макроэкономических пропорций. Таким образом, посредством использования в практике планирования системы экономических балансов возможны отражение в плановых документах основных пропорций макроэкономической системы в целом и анализ их изменения. Нормативный метод основан на определении и использовании прогрессивной системы норм и нормативов, отражающей достижения НТП и важнейшие цели развития экономики.
Нормативный метод — один из способов разработки прогнозных и плановых документов, обоснования плановых решений. В плановой и хозяйственной практике нормативный метод применяется как в совокупности с другими методами, так и самостоятельно. Например, в процессе разработки различных балансов применяется система норм и нормативов при обосновании потребности и определении возможных ресурсов. Нормативный метод тесно связан с программно-целевым подходом при обосновании количественных показателей, целей и определении необходимых ресурсов. Одним из важных аспектов нормативного метода является широкое использование нормативов вместо директивно устанавливаемых плановых заданий. При этом заранее обусловливается зависимость между расходуемыми ресурсами и ожидаемыми результатами. Основное преимущество нормативного метода состоит в том, что устанавливается связь между ресурсами, в росте которых заинтересованы как вышестоящие органы управления, так и пред-приятия, а также конечными результатами производства, в улучшении которых заинтересовано общество в целом. Слово «норма» происходит от лат, что означает «руководящее начало, правило, образец». Под ней понимается некоторая величина, обозначающая предельно допустимое или среднее допустимое количество чего-либо, иногда — минимально необходимый результат. В самом общем виде норма — научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукции (выполнение работы или оказание услуги) заданного качества в условиях планируемого периода. Норма как экономическая категория характеризует уровень общественного разделения труда, является количественной мерой затрат живого или овеществленного труда на единицу продукции, в которой в конечном счете находит отражение уровень развития производства. В то же время норма не только отражает этот уровень, она активно влияет на него. Основным принципом определения норм является принцип прогрессивности, который означает учет в процессе их разработки достижений НТП, мероприятий по экономии и рациональному использованию всех видов ресурсов, повышению эффективности общественного производства, производительности труда, совершенствованию управления. Нередко приходится устанавливать более общую связь между количественными и качественными параметрами процессов или регламентировать связи ряда аналогичных явлений, подчиняющихся общему правилу. В этих случаях вводится понятие «норматив», под которым понимается определенная закономерность или правило в виде рас-четной величины, на основе которой ведется расчет норм или показателей. В случаях, когда нормы рассчитать трудно или даже невозможно, нормативы сами используются в качестве норм. Норматив — поэлементная составляющая нормы, характеризующая степень использования ресурса или его удельного расхода на единицу измерения (продукции, работы, поверхности, объема и т. п.).
Экономические нормативы отражают общественные требования к результатам деятельности и характеризуют необходимый уровень использования ресурса (его удельный расход) на конечный результат или регламентируют отношения в ходе распределения результатов деятельности. Комплекс норм и нормативов, используемых для разработки прогнозах и плановых документов, обоснования плановых заданий, оценки их выполнения, называется нормативной базой. В зависимости от уровня планового регулирования (народное хозяйство, отрасль, регион, предприятие) изменяются состав и содержание нормативной базы. Система норм и нормативов не есть раз навсегда созданное и застывшее образование. Развитие хозяйственного механизма, переход к рыночным отношениям обусловливают ее постоянное развитие: это расширение состава норм и нормативов, дальнейшая проработка методических опросов нормирования, улучшение организации и технологии подготовки норм и норма-тивов. Математические методы в экономике. Математические методы дают возможность использовать в планировании экономико-математические модели и вычислительную технику с целью повышения научной обоснованности и оптимизации планов. Современная экономическая теория на макро-, мезо- и микроуровне включает в качестве естественного, необходимого элемента математические модели и методы. Использование математики в экономике позволяет решить целый комплекс взаимоувязанных проблем. Во-первых, выделить формально описать наиболее важные, существенные связи экономических переменных и объектов. Во- вторых, методы математики и статистики позволяют путем индукции получать новые знания об объекте, например, оценивать форму и параметры зависимостей его переменных, в наибольшей степени соответствующие имеющимся наблюдениям. Развитие макроэкономического планирования в современных условиях увязано с последовательным ростом уровня его формализации. Основу для этого процесса заложил прогресс в области прикладной математики, именно: теории игр, математического программирования, математической статистики и других научных дисциплин. Для принятия решений часто используются: теория массового обслуживания; методы линейного программирования; методы нелинейного программирования; метод динамического программирования; анализ безубыточности.
Коротко и ясно.