Социально-психологические способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, процессы, протекающие внутри него основаны на использовании социально-психологических механизмов, действующих в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, личности с их ролями и статусами, связанных системой социальных взаимоотношений и потребностей. Социально психологические методы, прежде всего, отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воз-действия. Среди способов мотивации выделяют внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение, побуждение и др. Целями применения социально-психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей человека, его всесторонне гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активности личности и эффективной деятельности коллектива.
Психологические методы управления (направлены на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала):
1. комплектования малых групп (позволяют определить оптимальные количественные и качественные отношения работников с учетом психологической совместимости),
2. гуманизации труда (использование психологического воздействия цвета, музыки, исключения монотонности работы, расширение творческих процессов и т.д.),
3. профессионального отбора и обучения (направлены на профессиональную ориентации и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы ) и др.
В решении задач морально-психологического воздействия на личность и коллектив особая роль принадлежит моральному стимулированию - позволяет работникам глубже осознать социальную значимость и необходимость своего труда как нравственного долга пе-ред собой, коллективом и обществом. Методы морального стимулирования призваны обеспечить четкую дифференцированную связь между результатами труда и мерой морального поощрения. При этом моральное поощрение должно быть тесно связано с материальным.
Система стимулирования всегда складывается из двух основных блоков: материального и нематериального. Нематериальное направлено на повышение лояльности сотрудникам компании одновременно со снижением издержек по компенсации им трудозатрат. Под нематериальными понимаются поощрения, которые не выдаются сотрудникам в виде наличных или безналичных средств однако могут требовать инвестиций со стороны организации. Основной эффект достигаемый с помощью нематериального стимулирования, - это повышение уровня лояльности и заинтересованности сотрудников в организации.