Античные философские знание характеризуется:
1) Преобладание Эвдемонических мотивов в нравственных исканиях античных мыслителей (добродетельный человек должен быть счастливым) 2) Идея гармонии души и тела
3) Социальная ориентированность этического мышления
4) Взаимосвязь этики и политики (гражданские добродетели Древней Греции) и демократические ценности
5) Рациональность. Человек должен быть наделен разумом, чтобы творить добро. Человек автономен и самодостаточен и тем не менее стремится к высшему.
Начало античной этики в ранних философских мыслях. Основоположник - Сократ, который связывал понятие "добродетель", "благо" с понятием "польза" и "счастье". Люди стремятся избегать страданий, но зачастую не знают, что есть то, что есть другое. Не постигнув истины, что счастье, знание и добро - отождествленные понятия, люди никогда не станут счастливыми.
Ученик Сократа - Платон (систематизация этических идей) считает что человеческие идеи объективны, существуют независимо от познания человека. Разум - проводник в мир идей. Знания (моральные) считаются врожденными, оно не приобретается, оно есть припоминание того, что было. Духовный мир идей является образцом для телесного, несовершенного мира. Благо - счастье. Если человек поступает правильно, то он получает удовольствие не только нравственное, но и физическое. Благо связано со счастьем. Наслаждение и простота все более приближают нас от телесному к духовному.
Этика подразделяется на 2 части:
1) индивидуальная этика
2) политическая этика
1 - учение об интеллектуальном и нравственном совершенствованием человека, связанное с гармонизацией души. Душа противопоставляется телу. Телом человек стремится к высшему чувственному, а душа к миру идей. Душа имеет трехуровневую структуру, в которой выделяются: чувства, воля (мужество), разум (мудрость).
2 - политическая этика - предполагает некое идеальное общество, которое имеет 3 уровня, имеющими отношение к сословному делению (каждому свое). Низшие сословия (стремится к удовольствиям) и держать в повиновении может только государство. В государстве должна быть реализована высшая политическая добродетель, под названием "справедливость" как основа и гарантия социальной гармонии общества. Отдельные личности не учитываются.
Аристотель вычленил этику из общефилософского знания, дал ей имя. Аристотель ставит вопрос о нравственном воспитании человека. Нравственная реализация возможна через творческую деятельность. Цель - самосовершенствование, человек обладает спектром добродетеля: умеренность, мудрость, щедрость, мужество, правдивость, великодушие, справедливость, общительность. Каждая добродетель всегда есть золотая середина. Стремиться найти гармонизацию взаимоотношения личности и общества. Человек должен быть ориентирован на общественное благо, а государство - на процветание своих граждан. Благо человека - есть благо государства.