Организация управления предназначена для конкретной реализации производственных и управленческих функций по достижению целей организационной системы. На организацию управления оказывают влияние социально-экономические, культурные, производственно-технические и иные условия. Однако в каждой организации проявляются специфические закономерности их формирования и использования. Эти объективные закономерности определяют:
1)принципы и методы управления, его организационную структуру,
2)систему информации и принятия решений,
3) стили руководства и другие характеристики.
Общей теоретико-методологической основой для изучения организационных проблем является системный подход, который включает сведущие свойства:
1. Необходимо рассматривать организацию как целостную, состоящую в тоже время из элементов и подсистем с их специфическими свойствами. Каждая организация состоит из технической, экономической, социальной и других подсистем, которые в свою очередь является достаточно сложными.
2. Полезно определять «границу» организации и ее среды - внутренней и внешней. Это необходимо, чтобы выявить в каких формах организация, как открытая система взаимодействует со своей средой, как обменивается с ней материальными, финансовыми и информационными потоками, как влияет на внешнюю среду.
3. Рассматривать производственно-хозяйственную организацию как целенаправленную и многоцелевую систему, имеющую неоднородные внешние и внутренние цели, самостоятельные цели подсистем, систему показателей измерения целей, многообразие стратегий их достижения и т. п.
4. Рассматривать организации как полные системы, которые могут быть сформированы формальным образом (официально) и неформальным (неофициально), с учетом того, что изменения в одном элементе вызывают изменения в других.
5. Изучать динамику организаций, что требует исследования внутриорганизационных процессов саморегулирования, координации, принятия решений, процессов роста, нововведений и т. п. Производственно-хозяйственная организация является системой адаптирующейся, самоорганизующейся и само развивающейся и в тоже время сознательно управляемой. В ней всегда существует более или менее развитый аппарат управления. Организация всегда функционирует в условиях неполноты информации о проблемах, связанных с ее деятельностью. Поэтому аппарат управления вынужден выявлять и познавать эти проблемы, и определять пути их решения.
Для решения поставленных задач аппарат управления, который включает лишь тех, кто занимает административно-управленческие должности, наделен определенными полномочиями - правами распоряжаться материальными и финансовыми ресурсами, в соответствии с выполняемыми функциями. При реализации функций процесса управления необходимо учитывать структуру управления, которая выполняет эти функции, а также стиль руководства и трудовое поведение. Производственно-хозяйственная организация характеризуется различными типами структур: производственная структура – эта форма упорядоченности предприятий, производственных цехов и участков, технологические устройства, склады и другие элементы производственно – технической базы с точки зрения их расположения и взаимосвязи на производственных площадях; технологическая структура определяется внутренним строением материально – энергетических процессов, составом и соотношением используемого оборудования, взаимосвязями между элементами основного и вспомогательного производства, специализацией и загрузкой производственных мощностей и т. п.; экономическая структура представляет собой отношение компонентов основных и оборотных фондов предприятия, отражается в составе затрат на продукцию и т. п.; социальная структура характеризуется распределением работников предприятия по профессионально - квалификационному, половозрастному, национальному составу, уровню образования, семейному положению и т. п.; информационная структура характеризуется относительным расположением источников и получателей сообщений в организации, составом и взаимосвязями носителей информации, направленностью и конфигурацией коммуникационных сетей и т. п.; организационная структура – это взаимоотношения подразделений и должностей в организации, распределение ролей и полномочий и ответственности между ними, а также порядок функционально – технологических связей, возникающих в процессах управления. В реальной действительности необходимо отслеживать формальную и неформальную структуру – систему межличностных и межгрупповых связей, симпатий и антипатий, не закрепленных в соответствующих документах. Стиль руководства - это способ оперативного воздействия отдельных лиц, наделенных для этого необходимыми полномочиями, на сотрудников организации. Руководитель в организации выражает своей деятельностью социально – экономические интересы общества, государства. В организации объективная основа управленческих воздействий – это планирование ее деятельности и контроль его выполнения, а также контроль над ее ресурсами, финансовыми средствами и пр. Трудовое поведение – это социально – психологическая характеристика, которая проявляется в мотивированных индивидуальных и групповых действиях членов организации. Важно понять конкретные закономерности, направляющие действия людей, и научиться использовать их на практике. Понимание мотивов и характера поведения особенно важно для рассмотрения проблем управления на «микроуровне», т. е. в первичных коллективах (в малых группах, характеризуемых прямыми контактами между лицами), а также во вторичных коллективах (отделах, цехах, которые состоят из нескольких групп).