XX век - очень сложная эпоха социально-экономического и политического развития (I, II Мировая Война унесла 70 млн. жизней). Высокий рост НТП, резко меняется экономическая жизнь (две противоположные системы). Возникновение глобальных проблем: энергетическая, войны и мира, террор, экологическая. Особенно ярким был перелом в религиозной сфере. Философия плюрализма в это время. Выделение локальных философских проблем. Появляется приставка "нэо" - новый.
Для плюрализма характерны: антропологизм, рационализм и иррационализм. Сцентизм - мировоззренческая установка, где преобладают мнения, что наукой можно сделать все. Антисцентизм - роль науки признается, но уравнивается с другими. Корни экзистенционализма в России - Достоевский, Толстой, Бердяев, Ницше, Фрейд.
Человек не может быть один. Жизнь каждого уникальна. Человек всегда стремится развивать себя,но когда не получается развиваться - наступает неудовлетворенность. Получается двойственность: он и со всеми, он и один. Любая свобода ведет к необходимости (ответственности). Тяга к отсутствию необходимости делает человека усредненным.
Сартр - человек всю жизнь живет в выборе (он всегда может стать свободным). Но свобода поражает ответственность, человек ответственен за себя. Сущность человека создается всю жизнь. Она все время разная (в зависимости от возраста). Сущность - есть то, что есть и есть то, что не есть. Человек есть, но мы не знаем его внутреннего мира. Что-то человек всегда скрывает. бытие - реальная действительность человека. Небытие - возможности.
Задача философа - помочь человеку сохранить жизнь. Жизнь не прекрасна, она трудна, но надо искать ценности. Путь человека - есть борьба. Эти препятствия дают нечто, чего человек не ожидает. Если борьба идет все время, то внутри рождаются силы. Жизнь - есть осознание неотделимости от других людей. Задача людей - осознать плечо других людей.