Марксистская философия - диалектический материализм (середина XIX - XX век). Делится на два этапа:
1) чистый марксизм (XIX - 1895)
2) марксистский-ленинский (1895-1985)
Маркс говорил: "все философы объясняли мир и теперь надо думать как его переделать". Теоретическая база марксизма - английская политэкономия Адама Смидта и Д. Рикардо. Основные положения марксистской философия. Онтология: первичность материи, вторичность сознания (продукт эволюции материи). Понятие материя, движение, пространство, время - едины и закон относительности это подтвердил.
Гносеология: познаваемость мира, практика как критерий истины, диалектический характер теории познания и практики, детерменизм, учение о причинно-следственной связи развития природы общества, познание как теория отражения.
Маркс объяснил теорию роль социальной революции в обществе, выдвинул формационный подход к развитию человечества. Формация - единство базиса и надстройки общества. Каждая социалистическая революция - изменение производственных отношений. С изменением производственных отношений изменяется и сам человек. Человек - есть совокупность всех общественных отношений. Маркс впервые высказал отчуждение рабочего класса от своего труда. Энгельс в своей работе "Антидюринг" приводит общество, которое не может быть осуществлено. Это такая фомация, в которой нет частной собственности, государственной власти, товарно-денежных отношений.
Парижская коммуна была утоплена буржуазией в крови. Рабочий класс не может победить в одиночку. К концу 19 века меняется капиталистическая эпоха. буржуазия начинает искать компромисс с рабочим классом. К концу XIX века относительное обнищание рабочего класса.
Россия в это время была крестьянской и к революции была не готова. 1881 - террор против Александра II - экстремистский путь индивидуального террора. Национальный вопрос, который начали решать только в 91 году. В 1917 году у России было 3 варианта развития:
1) монархия
2) буржуазия
3) экстремистский путь (большевистский)
Русская буржуазия испугалась русского народа, а вот большевики не испугались. В 1921 году буржуазия опять попыталась вернуть себе власть, но к сожалению все утвердилось в худшем варианте: субъективизм, волюнтаризм, догматизм. Причиной было то, что русский народ был поголовно неграмотный, Россия жила общинным пользованием. Ведь легко утверждались колхозы, совхозы, индустриализация. Путь России - не диалектический.