Кант (Кенигсберг). Его философия делится на два периода: критический и докритический. Задавался вопросом: обладает ли материя пространством и временем. Его теория познания и этика направлена на изучение возникновения солнечной системы и вселенной естественным путем из облаков вращающихся частиц и вращающихся масс. Кант критикует практический разум, критикует чистый разум, критикует способность суждения - метафизика нравов. Понятия переходят в суждения. В рассудке может быть художественная интуиция - идет творческий процесс работы мышления. Человек познает явления, называет их феноменом.
Основой философии Канта являются слова "вещь в себе как недостаток познания отрицания сущности". "A priory" - до опыта в сущности, "apostoriori" - последовательное накопление знаний.
Третья ступень философии Канта: идея мира, идея Бога, идея души. Антиномии - составление из двух противоречий: мир делим и недилим, мир конечен и бесконечен. Критерий истины - отсутствие содержания знаний. отсюда агностика (агностицизм)- отрицание познания мира.
Этика Канта: религия разума и категорический императив. У Канта нравственное доказательство Бога: у человека должна быть совесть, т.е. императив. Разум должен подчиняться совести, т.к. в разуме существует религия. Кант ставит мораль выше разума. А наука и нравственность - не одно и тоже.
Фихте (1762-814) - диалектик, сторонник познаваемости жизни. "Я" - сознание, определяющее материальное положение. "Не я" - все другое, нематериальное. Они соединяются в человеке и образуют интеллект.
Гегель - сторонник познаваемости мира, философии природы (как наука в ее инобытие; философия духа, как идея, возвращающаяся в самого себя из своего инобытия). Наука - логика, как идея в себе и для себя. В основе философии лежит абсолютная идея (мировой разум, мировое сознание). Это означает тождество бытия и мышления:
1 - все разумное разумно
2 - достойно гибели все то, что существует
Создал законы диалектики:
1) Единство и борьба противоречий как основа развития
2) Переход количественных изменений в качественные
3) Отрицание отрицания
Эти три правила и образуют диалектическую логику или объективную диалектику.