В эпоху нового времени начинает выдвигаться разум и преобладать над религией. Наука начинает выходить из философии, абсолютизируется аналитический анализ и метод. Науки начинаю занимать определенные сферы. В XVII веке появляется механистическая картина мира. Гносеология эпохи нового времени делится на 2 периода: сенсуализм и рационализм. Представители сенсуализма: Гоббс, Локк, Фейербах.
Рене Декарт - дуалист, в основе мира видел 2 субстанции: материальную и духовную, создал аналитическую геометрию, ввел метод координат, функцию, начало алгебраического обозначения. У Рене Декарта были идеи естественного развития солнечной системы. Он приходит к выводу о врожденных идеях, основываясь на дедуктивном методе. Человеческое сознание - основа всему. Рене Декарт использовал метод сомнения (сомневаться необходимо во всем). Ему принадлежат знаменитые слова: "Мыслю, значит существую", основываясь на которой он пишет о том, как правильно мыслить - существуют 4 правила мышления:
1) Ясно и отчетливо представлять то, что вы берете
2) Расчленять
3) Методически переходить от известного к неизвестному
4) не делать пропусков в логических звеньях
Гоббс написал знаменитое произведение "Левиафан" - завершает классическую картину механистического мира. Материя вечна, она рассыпается на отдельные объекты. Он за геометризацию материи, ведь по его мнению она однородна и в ней отсутсвует самодвижение. Пространство и время - субъективная форма человеческого восприятия. У человека превалирует чувственное восприятие и познание. Гоббс полагал, что абстракции возникают в результате субъективизма людей. Он - сторонник сенсуализма.
Бенедикт Спиноза - пантеист. Выделял во всем бытие три понятия: субстанция (природа едина, вечна, бесконечна), атрибуты (протяженность мышления), модусы (отдельные конкретные объекты природы).