Философия эпохи средних веков (4-15 в.) была схоластической (религиозной). Господствовало натуральное хозяйство, поэтому была необходимость единой веры (в Бога). Теоцентризм (тео - Бог) означает, что в центре мира находится Бог. Провиденциализм - управление миром Богом. Креаценизм - создание Богом мира. Основные проблемы философии этого периода: проблема веры и разума, доказательства Бога, универсалий, теодицея (добро и зло).
Патристика. Основана на идеях Платона о мировой душе и некоторых философских концепциях античности. Основные черты: космос, природа, явления, окружающий мир. Принцип свободы в этот период существует в рамках божественного самоопределения. Философы этого периода защищали библию и говорили, что познание мира - познание Бога через веру. Это эпоха господства веры над разумом.
Аврелий Августин (написал произведение "О граде божьем") рассказывает о истории восточных народов: Рима и др. Аврелий Августинг сделал попытку создавать всемирную историю. Выделяет два уровня государства: светское государство (царство зла) и государство церкви (царство добра). По мнению Аврелия Августина вера ведет к разуму. Основа всему - самопознание человека как христианина, поэтому он против насилия. Выдвигает проблему свободы личности, много говорит о пространстве, времени. Аврелий Авгусин считал, что пространство ограничено и что времени не существует.
Для эпохи средних веков характерно такое понятие как универсалии - соотношение веры и знания. Мир состоит из отдельных, конкретных вещей, но в мире существуют не только отдельные вещи. У реалистов есть 3 формы универсалий:
1) Общее понятие есть в вещах
2) Общие понятия есть в уме человека
3) Общие понятия есть в уме Бога
Фома Аквинский. По его убеждению: бытие - Бог, мир - материя или творение, дух первичен и материален, существуют единичные вещи. Фома Аквинский делит мир на сферы:
1) Низшая (неорганическая материя)
2) Растительный мир
3) Животный мир
4) Человеческое общество
5) Сверхприродное существование
По Аквинскому истина - есть мир. Критерий человеческого знания во врожденных идеях. Аквинский не отрицает разум, но отдает предпочтение вере. В вере проявляется божественная сила.
Теодицея касается вопросов этики: вопросы отношений, добра и зла. Добро есть бытие. Зло выходит из несовершенства добра. Заповеди - центр сдерживания.