Модели государственного рынка нововведений, определяемые двумя факторами:
► долей государственного сектора в общем объеме производимых НИОКР;
► емкостью (интенсивностью) государственного сегмента рынка военно- и приоритетно-ориентированных НИОКР.
Квазирыночная модель государственного сегмента рынка нововведений характеризуется высокой долей государственного сектора НИОКР в общих затратах на НИОКР при высокой интенсивности государственного сегмента рынка военных и приоритетно-ориентированных НИОКР.
Модель центробежной ориентации государственных НИОКР предполагает ориентацию государственного сектора НИОКР на решение «негосударственных» задач.
Центростремительная модель рынка нововведений характеризуется наличием достаточно серьезных государственных приоритетов без серьезного потенциала государственных научно-технических организаций.
Модель неразвитого государственного сегмента соответствует слаборазвитым экономикам, которым не под силу ни содержать науку, ни финансировать исследования частного сектора научно-технических организаций.
Существует несколько моделей рынка нововведений, которые формируются в результате взаимодействия факторов:
► доля изъятия первичных доходов в централизованные бюджетные фонды
► доля затрат на НИОКР, выполняемые предприятиями в общем объеме НИОКР (или степени интеграции сферы НИОКР с производством).
Модель потенциально сужающегося рынка нововведений – здесь имеет место высокий уровень изъятия первичных доходов при высокой доле промышленных НИОКР, проводимых предприятиями.
Модель стагнирующего рынка нововведений характеризуется слабым развитием внутрифирменных НИОКР и их проведением в основном за счет разработок по контрактам с самостоятельными научно-техническими организациями.
Модель потенциально расширяющегося рынка контрактных НИОКР характеризуется низким уровнем изъятия дохода при высоком развитии внутрифирменных НИОКР. Может создать основу для наращивания рынка за счет проведения НИОКР силами сторонних контрактных организаций.
Модель потенциально расширяющегося рынка нововведений характеризуется низким уровнем изъятия доходов при недостаточном развитии внутрифирменных НИОКР. Создает предпосылки для расширения этих НИОКР, а также спроса на научно-техническую продукцию.
Для современной России основной акцент необходимо сделать на использование стратегии центробежной трансформации в сочетании со стратегиями фундаментального, прикладного и конечного финансирования.
Для реализации этих стратегий необходимо создать систему мер, нацеленных на развитие рынка нововведений и проведение НИОКР непосредственно на производственных объектах. Такие меры должны носить характер, как прямого государственного вмешательства, так и косвенных стимулов.