Деление территории на регионы принято называть районированием. Оно проводится в соответствии с поставленными целями, т.е. всегда является целевым или проблемно ориентированным. Для одной территории может быть построено мн-во видов районирования.
- Административно-территориальное деление.
В настоящее время РФ включает 83 регионов — субъектов федерации. Среди них 21 республик, 9 краев, 46 областей, 4 автономных округа одна автономная область и 2 города федерального значения. Эти регионы резко различаются по территории, численности населения, экономическому потенциалу (в тысячи раз). Но все они принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус в РФ. Парадокс территориально-государственного устройства России уникальный в мировой практике. Автономные округа входят в более круп территориальные единицы. Например, Ненецкий автономный округ входит в Архангельскую обл, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа включены в состав Тюменской обл и т.д. Но в соответствии с Конституцией РФ и территориальная часть (автономный округ), и целая территория (край или область) являются равноправными субъектами федерации. Каждый регион — субъект РФ (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) делится на административные районы. Кроме того, административно-территориальное деление включает города, городские районы и округа, ПГТ, сельсоветы и волости.
На территории России образовано восемь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский. Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Во главе федерального округа стоит полномочный представитель Президента РФ. Федеральные округа, не затрагивая основное административно-территориальное деление, являются формой укрепления вертикали государственной власти.
- Общее экономическое районирование
В наст время территория России разделена на 11 экономических районов. Каждый экономический район включает определенные субъекты федерации по принципу смежности. Вне экономических районов находится только Калининградская обл. Регионы данного типа являются объектами статистического наблюдения, экономического анализа и прогнозирования и частичного государственного регулирования в основном в форме координации. Роль экономических районов несколько усилилась благодаря образованию по инициативе субъектов федерации межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия (МАЭВ). Эти ассоциации объединяют интересы входящих в них регионов в экономических отношениях с федеральным центром.
Наряду с экономическими районами для стратегического анализа и прогнозирования применяется деление России на 2 макроэкономические зоны: Запад (европейская часть и Урал) и Восток (Сибирь и Дальний Восток). Кроме того, в экономических исследованиях используются укрупненные экономические районы (примерно 5—8), а также смешанные схемы объединения экономических районов, например выделение европейского "ядра" и периферийных северных, южных и восточных регионов. Таким образом, общее экономическое районирование — это не механическое деление территории; оно должно проводиться на основе научной методологии и содействовать совершенствованию территориального разделения труда, эффективности национального рынка.
- Проблемное экономическое районирование.
Для целей гос регулирования территориального развития выделяются различные типы проблемных регионов. Например, в социально-экономической политике Правительства России предусматриваются специальные мероприятия по таким проблемным регионам, как отсталые, депрессивные, кризисные; особо выделяются приграничные регионы. Сложившаяся ситуация в таких регионах не позволяет им развиваться с опорой только на собственные экономические ресурсы, им требуется государственная поддержка. Указанные регионы могут не совпадать с административно-территориальными единицами. К регионам проблемного типа относятся также те части территории страны, на которой осуществляются общегосударственные (федеральные) целевые программы. Например, это программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, программа ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и т.п. Особенность рассматриваемого вида экономического районирования состоит в том, что оно не является сплошным, непрерывным, т.е. выделяемые проблемные регионы не покрывают всю территорию страны.